Главное меню

История автомобильного концерна Chrysler

Chrysler был основан в 1924 году Уолтером Перси Крайслером — инженером и бизнесменом, который к тому времени успел сменить множество профессий. До основания собственной компании, Крайслер работал уборщиком, помощником машиниста, машинистом, механиком, менеджером, президентом компании Buick, а также вице-президентом по производству в компании General Motors. Поворот карьеры Крайслера от железнодорожной отрасли к автомобилестроению произошел в 1910 году, когда у него появился первый автомобиль. Он долго мечтал об этой покупке, и в итоге она перевернула его жизнь. Перед тем, как научиться управлять машиной, Крайслер разобрал ее до последнего винтика, чтобы изучить конструкцию. Полученный опыт настолько заинтриговал его, что он решил сменить сферу деятельности.

Покинув пост вице-президента General Motors в 1920 году из-за конфликтов с начальством, Крайслер успешно реанимирует несколько убыточных автомобильных фирм. Он реорганизует Willys Overland и Maxwell Motor, которые на тот момент пребывали в глубоком кризисе и имели многомиллионные долги. На их основе и был создан Chrysler, собравший вместе сильнейшую на тот момент команду автоконструкторов из фирмы Studebaker: Оуэна Скелтона, Фреда Зедера и Карла Брира. Под непосредственным руководством Крайслера, эта группа, получившая прозвище «три мушкетера», создала первый автомобиль компании — модель Chrysler Six. Она отличалась оригинальным стилем, была комфортна, но при этом вполне доступна по цене.

 

 

 

 

 

 

 

Chrysler Six

Chrysler Six оказался весьма удачным проектом. В первый год было продано 32 тысячи машин, а уже в 1925 году была выпущена следующая модель — Chrysler 4 Serial 58. Это был четырехместный автомобиль, который, в соответствии со своим названием, развивал огромную по тем временам скорость — 58 миль в час (93 км/ч). Он был настолько удачен, что вскоре у компании было уже 4000 дилеров, а доходы выросли до 17 миллионов долларов. За один год компания поднялась с 57 на 5 место в рейтинге американских автопроизводителей. Прибыли корпорации позволили ей поглотить ряд конкурирующих фирм и открыть новые подразделения: Plymouth, Dodge и De Soto. Эти сделки также оказались удачными и значительно расширили рынок сбыта, поскольку стоимость автомобилей De Soto и Plymouth была приемлема даже для покупателей с небольшими доходами. Кроме того, вместе с покупкой Dodge, Крайслер получил и репутацию надежного производителя, поскольку именно благодаря своей надежности эта марка обрела популярность.

Несмотря на пламенное пристрастие к технике, сам Крайслер не был выдающимся изобретателем, какими были Форд и Бенц, не стоял у самых истоков автомобильной индустрии. К тому моменту эпоха изобретателей-одиночек была уже позади, но у Крайслера были другие, не менее важные таланты — организаторские. Он хорошо умел подбирать специалистов для конкретных задач и заражал остальных своим энтузиазмом.

Относительно технологий производства Chrysler всегда старался хотя бы ненамного, но опережать основных соперников — Ford и General Motors. В общее число значимых новаторских разработок Chrysler входят гидравлические тормоза, усилитель рулевого управления, электронные регулятор напряжения и система зажигания, электрический стеклоподъемник. Все эти разработки Chrysler впоследствии стали всеобщим достоянием автостроительной индустрии. Несмотря на значительные убытки в годы Великой Депрессии, Chrysler не снизил затрат на научные исследования, и к 1933 году такая стратегия принесла свои плоды — корпорация оказалась единственной, чьи продажи выросли с 1929 года. В список инноваций того времени вошла упругая подвеска двигателя — система крепления, благодаря которой снижалось действие вибрации на пассажиров, а движение становилось более плавным.

В течение своей истории Chrysler и его отделения разрабатывали автомобили для всех ценовых и потребительских категорий. В их число входили дорогостоящие люксовые модели, военные джипы и грузовики, семейные минивэны, спортивные родстеры и бюджетные авто. Первая продукция Chrysler удивляла многих сочетанием мощных технических характеристик, стильного дизайна и доступной цены. Одной из наиболее известных серий Chrysler стала Imperial, а позже это название было дано новому подразделению.

Изначально, в 1926 году, Крайслер хотел создать автомобиль, который бы потеснил Lincoln и Cadillac на рынке престижных люксовых авто. Первый Imperial был оснащен двигателем с объемом в 4.7 литра и мощностью в 92 л. с. Он разгонялся до 100 км/ч за 20 секунд, а максимальная скорость составляла 129 км/ч. Спустя некоторое время на Imperial устанавливался двигатель уже в 125 л. с. Это позволило ему установить несколько рекордов скорости. Современный дизайн и технические характеристики ставили Imperial в один ряд с продукцией люксового бренда Dusenberg, однако модель Chrysler стоила в три раза меньше.

1934 год ознаменовался серией Airflow. Автомобили этой модели разрабатывались с использованием аэродинамических труб (по совету одного из знаменитых братьев Райт, Орвилла). Они отличались тем, что впервые представили публике изогнутые ветровые стекла и автоматическую коробку передач с повышающей передачей. Однако проект оказался убыточным, из-за чего Chrysler затем в течение многих лет придерживался консервативного дизайна, не желая повторять ошибок. Интересно, что через некоторое время революционные идеи Airflow начали копировать многие другие производители. Например, корпус первой модели Toyota был основан на разработках Airflow.

 

 

 

 

 

 

 

 

Chrysler Airflow

В 1935 году Уолтер Крайслер ушел с поста президента и занялся написанием автобиографии, которую назвал «Жизнь американского рабочего». Но при этом он остался председателем правления директоров компании и сохранял этот пост до самой смерти в 1940 году.

Во время Второй мировой войны Chrysler по заказам правительства производил танки Sherman M4, грузовики Dodge, моторы и пушки для самолетов B-29. В итоге корпорация заняла восьмое место по изготовлению продукции для армии. Заработанные на этом деньги (3.4 миллиарда долларов) позволили компании приобрести 11 заводов в период с 1947 по 1950 годы, однако в начале 50-х она все равно опустилась со второго на третье место в рейтинге автопроизводителей. Почти все конкуренты представили множество новых моделей, в то время как у Chrysler было всего несколько новинок. Но ограничив модельный ряд, корпорация постоянно совершенствовала свою продукцию, поддерживая репутацию сторонника новейших технологий и передовых дизайнерских решений. В техническом оснащении автомобилей появилось много нововведений, таких как усилители руля, ключи зажигания, модификации подвесок.

Некоторое отношение Chrysler имел и к одному из самых известных автомобилей Второй Мировой войны — модели Willys Overland Jeep MB. Какое-то время Крайслер управлял Willys Overland, а когда она начала производить внедорожники для военных нужд, во главе компании стоял Джозеф Фрейзер, ранее работавший в Chrysler. Кстати, именно Фрейзеру принадлежала мысль дать одному из подразделений имя Plymouth.

В 1949 году главным дизайнером Chrysler стал Вирджилл Экснер. Заручившись поддержкой итальянского производителя кузовов Carrozerria Ghia, Экснер начал работу над серией «автомобилей-идей», или, как мы бы назвали их сегодня, «концепт-каров». Наиболее необычным «автомобилем-идеей» того времени стал футуристический Chrysler Norseman 1956 года, позиционируемый как «самый автоматизированный автомобиль в мире». У этой модели не было передних поддерживающих крышу стоек, и практически каждая деталь дизайна и интерьера регулировалась приводами (заднее стекло, например, уходило в полость крыши). Кузов был изготовлен в Турине почти вручную, а всего на создание автомобиля ушло 15 месяцев. Но, к сожалению, до американской публики он так и не добрался — утонул вместе с кораблем Andrea Doria в результате кораблекрушения.

 

 

 

 

 

 

 

Chryaler Norseman


Затем началась война в Корее, и Chrysler вновь занялся военной промышленностью, что позволило компании заработать на государственных проектах еще около 1.1 миллиарда долларов. Примерно в этот же период разрабатываются два двигателя, хорошо запомнившиеся автомобилистам того времени. В 1951 был сконструирован Hemi V8, с уникальными характеристиками и полусферическими камерами сгорания, но очень высокой стоимостью, которая доходила до трети цены самого автомобиля. В середине 50-х его производство было остановлено, но в дальнейшем он использовался как основа для создания знаменитого 426 Hemi, который устанавливался на спортивные автомобили и использовался в гонках NASCAR. В период с 1964 по 1971 год было произведено всего около 11 тысяч подобных двигателей. Некоторые эксперты до сих пор считают Hemi (название происходит от hemispheric — полусферический) лучшим среди двигателей внутреннего сгорания.

Начиная с 1950-х годов, Chrysler активно поглощал другие компании на автомобильном рынке. В 1966-67 годах он получил контроль над французской Simca, британской Rootes Motors Ltd. и испанской Barreiros Diesel. В 1979 году все эти фирмы были переданы концерну Peugeot Citroen в обмен на миноритарный пакет акций. В 1970 году Chrysler также сотрудничал с компанией Mitsubishi Motors Corporation, которая производила малолитражные модели для продажи в США под маркой Chrysler, а позже совместно с Mitsubishi была создана компания Diamond-Star. В 1987 году Chrysler приобрел Lamborgini, производителя дорогостоящих спортивных автомобилей высшего качества (в 1994 году Lamborgini была продана индонезийской инвестиционной группе). Но самой крупной и значимой покупкой этого периода стала American Motors, у которой были права на бренды Jeep и Eagle. В конце 80-х стартовала довольно любопытная программа по производству компонентов трансмиссии, в которой Chrysler объединился с конкурентом — General Motors.
Инициированная Экснером революция в дизайне Chrysler получила продолжение в модельном ряде «Forward Look». Автомобили этой серии быстро стали лицом концерна. Флагманом направления стал Chrysler 300, на котором был установлен мощный восьмицилиндровый двигатель Hemi. Многие считают, что именно эта модель 1955 года дала начало знаменитым «мускулистым» автомобилям. «Трехсотый» стал настоящей легендой благодаря своим успехам на гоночных трассах. Ему же принадлежал и рекорд скорости тех лет — 230 км/ч. В 1957 году появилась улучшенная версия — Chrysler 300C, с улучшенным двигателем Hemi (325 л. с.). Chrysler 300C получил титул самого мощного автомобиля года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Chrysler 300C
Еще одной знаменитой «мускулистой» моделью Chrysler стал Plymouth Roadrunner. Разработанный в 1968 году, он получил название из мультфильма компании Warner Bros. Chrysler заплатил за право его использования 50 тысяч долларов. Изначально планировалось продать 20 тысяч машин, однако модель была настолько успешна, что всего разошлось более 44 тысяч. Создатели хотели вернуть первоначальную концепцию «мускулистого» автомобиля как относительно недорогого, но быстрого автомобиля с характерным эффектным дизайном. Им это удалось, Roadrunner выдавал отличные технические характеристики, но продавался по разумным ценам.


* * *
Несмотря на то, что в период нефтяного кризиса 70-х Chrysler крайне медленно реагировал на изменения спроса потребителей, нуждающихся в небольших экономичных авто, некоторые проекты все же вписывались в тенденции времени. Так появилась модель Chrysler Cordoba, которая изначально должна была называться Plymouth Sebring. Его называли «первым малым Chrysler», хотя до этого компания многократно подчеркивала, что Chrysler никогда не уменьшится в размерах. Проект был настолько успешен, что итоги его реализации переплюнули результаты продаж всех остальных машин Chrysler, вместе взятых.

 

 

 

 

 

 

Chrysler Cordoba

Несмотря на то, что в 60-х компания крепко стояла на ногах, иногда непродуманные решения руководства приносили ей неприятности. Например, в то время как большинство конкурентов стремилось производить автомобили обтекаемых форм, Chrysler отдавал предпочтение угловатому дизайну (из-за предыдущих коммерческих неудач с попытками усовершенствовать аэродинамические характеристики машин). Когда начался спрос на большие и комфортные авто, Chrysler запустил производство небольших моделей. Правда, через некоторое время из-за нефтяного кризиса спрос на маленькие автомобили как раз увеличился, но Chrysler вновь не почувствовал веяний времени и начал производство больших машин, вложив в них более 450 миллионов долларов. В результате рынок наводнили японские модели, поскольку японцы быстро сориентировались в ситуации и начали выпускать то, что было нужно потребителям. Над Chrysler постепенно начали сгущаться тучи, несмотря на то, что в 1972 и 1973 годах компания поставила рекорд по продажам. Ситуацию усугубили политическая нестабильность, высокая инфляция и падение потребительского доверия.

Чтобы спасти положение, Chrysler пригласил менеджера Ли Якокка, недавно уволенного из Ford, где он до этого проработал 32 года. Компании требовалась финансовая помощь для оживления производства, и руководством было принято решение обратиться к правительству. Выступления Якокка сыграли решающую роль в этом диалоге. Он подробно объяснил, что случится, если будут закрыты автозаводы, и какими последствиями это обернется для экономики. В результате через Конгресс был проведен специальный акт, и в 1979 году Chrysler предоставили 1.5 миллиарда долларов. Деньги пришлись очень кстати, поскольку к тому моменту доля продаж корпорации составляла уже не 21%, как в 1952 году, а только лишь 9%. Многие заводы закрылись, рабочие и сотрудники были уволены.

Получив деньги, Якокка занялся преобразованиями компании, начав с жестких мер по экономии. Он объявил, что будет получать один доллар в год и призвал сотрудников всех уровней максимально урезать расходы. Беспрецедентный уровень поддержки как со стороны менеджмента, так и со стороны рабочих, позволил Якокка добиться поставленных целей. Разработчики и дизайнеры прикладывали немалые усилия для того, чтобы качество их продукции было наивысшим. Их лозунг в то время звучал так: «если можешь найти машину получше, купи ее». Якокка лично выступал с ним в телевизионной рекламе Chrysler, став одним из самых узнаваемых бизнесменов. В 1981 году стартовал выпуск новых моделей, позволивший преодолеть финансовые затруднения, и уже в 1983 году задолженность правительству был полностью выплачена с процентами, которые составили 350 миллионов долларов. Важную роль в выходе из кризиса сыграли переднеприводные модели на платформе «К», в частности, Dodge Aries, Plymouth Reliant и Chrysler LeBaron. Небольшие размеры, экономичность потребления топлива и невысокая цена обеспечивали этим автомобилям быстрые продажи. В этот же период компания начала выпуск семейно-ориентированных минивэнов, первыми из которых стали Dodge Caravan и Plymouth Voyager. Сегодня минивэны Chrysler составляют около 20% европейского рынка, а в самой Америке они безоговорочно лидируют до сих пор, несмотря на жесткую конкуренцию.

История модели Chrysler LeBaron — третьего автомобиля на платформе «К» — началась задолго до злополучного нефтяного кризиса. Когда-то, в 1920-х годах, марка LeBaron принадлежала фирме, занимавшейся производством автомобильных кабин для других компаний. Позже, в 1953 году, она была куплена Chrysler и какое-то время бренд использовался в названиях авто премиум-класса. А в 1977 году под названием Chrysler LeBaron на рынке появились автомобили низшей ценовой категории. Они стали очень популярны, в производстве находились как седаны, так и купе с кабриолетами. Несмотря на дешевизну, различные версии LeBaron были довольно неплохо укомплектованы — в 80-х на них ставились бортовые компьютеры, следившие за уровнем топлива. Объем двигателя варьировался от 2 до 2.5 литров.

 

 

 

 

 

 

 

 

Plymouth Reliant 1983

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Dodge Aries 1983


 

 

 

 

 

 

 

Chryaler Le Baron Town Country

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Dodge Caravan 1987

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Plymouth Voyager 1984
Примерно в это же время Chrysler значительно поднимает планку сервиса. В 1986 году на все автомобили компании начала действовать гарантия в 7 лет, распространяющаяся как на кузов, так и на детали двигателя. А в 1988 году Chrysler стал первым производителем автомобилей, включившим подушку безопасности в стандартную комплектацию.

В 1989 году Chrysler запустил программу по реорганизации производства. Был разработан новый, «платформенный» подход к созданию автомобилей. Суть метода заключалась в том, что представители различных отделов — дизайнерских, инженерских, производственных, финансовых — работали вместе над каждым автомобилем с первого до последнего шага. Каждая команда функционировала так, как будто была самостоятельной компанией, и полностью несла ответственность за свой продукт. Такой способ производства сокращал траты времени на разработку, поскольку все исполнители создавали проект вместе с самого начала.

Выплатив долг государству, Chrysler закрепил экономический успех производством минивэнов. Также, как и в случае с Dodge Aries и Plymouth Reliant, под марками Dodge Caravan и Plymouth Voyager продавались практически одинаковые автомобили. Модели различались только деталями отделки кузова и салона. Новинка от Dodge положила начало новому классу вместительных автомобилей, которые совмещали малые эксплуатационные издержки с хорошими характеристиками управляемости и быстро стали лидерами продаж. Они поставлялись с двумя версиями двигателей — на 2.5 и 3.5 литров, последний стал новым стандартом двигателя для минивэнов. Всего Chrysler произвел более 20 миллионов таких машин.

Кризис конца 80-х, заем денег у государства и прочие трудности вынудили Chrysler несколько сменить имидж. Корпорация стала ассоциироваться у потребителя со «скучными» бюджетными автомобилями и семейными микроавтобусами. Чтобы сбросить с себя этот образ, в 1988 году Chrysler начал разработку нового спортивного автомобиля. Dodge Viper стал практически легендой, а источником вдохновения его дизайнеров стала не менее легендарная гоночная модель 60-х — Shelby AC Cobra. Как видно, сходство прослеживается даже в «змеиных» названиях машин; viper — гадюка, cobra — кобра. Viper стал одним из символов американского автопрома и вошел в число наиболее значимых автомобилей 90-х. Его двигатель (8 литров) был самым объемным среди легковых автомобилей, хотя некоторые инженеры протестовали против установки на Viper такого агрегата.

Седаны бизнес-класса Dodge Intrepid, Chrysler Concorde и Eagle Vision получили широкое признание потребителей и автомобильной прессы в начале 90-х. Это были первые модели, созданные по технологии «продвинутой кабины». Колеса были сдвинуты к углам конструкции, а основание ветрового стекла — вперед, частично захватывая пространство над двигателем. В результате значительно улучшились аэродинамические характеристики, а занимаемый пассажирами объем увеличился в размере. Постановка колес улучшила управление, а двигатели выдавали очень неплохие характеристики по тем временам. Машины также отличались надежностью и долговечностью. Dodge Intrepid пришел на смену модели Dodge Dynasty, его первые эскизы появились еще в 1986 году. Предшественником Chrysler Concorde стал концепт Lamborgini Portofino, который и заложил основы всех этих революционных идей. Chrysler Concorde выпускался вплоть до 2004 года, и за это время было произведено два поколения этого автомобиля. В целом, эта группа моделей ознаменовала переход от угловато-кубических форм 80-х к обтекаемости и плавности очертаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

Eagle Vision 1993

В 1993 году Chrysler выпустил под маркой Jeep усовершенствованный вариант Jeep Cherokee. Новая версия получила название Jeep Grand Cherokee и отличалась от предшественника большей длиной, а также более вместительным багажным отсеком. Модель позиционировалась как комфортабельное семейное авто. Впервые он был представлен в автосалоне в Детройте, и уже тогда многие высоко оценили его характеристики и вместительность. Старт продаж на мировом рынке был также удачным. Всего вышло три поколения этой модели, и каждая из них достигала значительных успехов.

В 1998 году Chrysler продолжил курс по возрождению традиций и обратился к наследию 50-х, в частности, к знаменитой серии Chrysler 300, о которой мы уже упомянули выше. Первым шагом в этом направлении стал Chrysler 300M, а в 2005 году ему на смену пришел Chrysler 300C. Модель 2005 года имела такое же название, как и источник вдохновения, разработанный полвека назад. Однако на деле у них было немного общего. Тем не менее, модель имела довольно брутальный внешний вид, поэтому многие посчитали, что двигателя объемом в 2.7 литра и мощностью в 196 л. с. ей явно не хватает. В результате следующие версии автомобиля имели уже намного большие объемы: 3.5, 5.7 и 6.1 литров.

С появлением моды на ретро, почти все автопроизводители обзавелись моделями в нарочито консервативном стиле. Такие машины появились и у General Motors, и у Ford, однако интерпретация Chrysler вышла намного более яркой. Chrysler PT Cruiser был впервые представлен в 1999 году в автосалоне в Детройте, но уже тогда все поняли, что этот автомобиль станет настоящим хитом. Прогнозы оправдались. Одной из расшифровок названия было positively tremendous — абсолютно потрясающий. И судя по тому, насколько потребителям пришлись по вкусу классические формы этого автомобиля, подобный эпитет был вполне заслужен. PT Cruiser выпускался в виде кабриолета и хэтчбека, с первых дней продажи обоих вариаций взмыли вверх. Он завоевал титул лучшего американского автомобиля 2001 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Chrysler PT Cruiser


В 1994 году Chrysler поставил рекорд в розничных продажах США и заработал больше денег (3.7 миллиарда долларов) чем когда-либо в своей истории. Год также был ознаменован появлением новых седанов — Chrysler Cirrus и Dodge Stratus, а также новых купе — Chrysler Sebring и Dodge Avenger. Журнал Motor Trend назвал Chrysler Cirrus «автомобилем года». В 1995 году этот титул впервые достался минивэну, также производства Chrysler — модели Dodge Caravan, первому в индустрии автомобилю со сдвижной дверью на водительской стороне. Небывалый спрос на продукцию Chrysler привел к тому, что в этом же году компания получила еще 19 премий и наград.
Начало 90-х также стало для Chrysler периодом возвращения на европейский рынок. Тогда были организовано производство в Австрии, на английском рынке появились праворульные модели Jeep. Ранее, в 1988 году между Fiat (владельцем производителя Alfa Romeo) и Chrysler было достигнуто соглашение, согласно которому Chrysler становился эксклюзивным распространителем моделей Alfa Romeo в Северной Америке. Сотрудничество продолжалось до тех пор, пока Alfa Romeo не покинул США в 1995 году.

После бурного развития авторынка США в начале 90-х, наступил период застоя. Конкуренция со стороны иностранных производителей становилась все более ощутимой. В 1995 году американский игорный магнат Кирк Керкорян предложил купить Chrysler, так как являлся одним из главных инвесторов корпорации, но ему было отказано. В это же время председатель правления директоров Daimler-Benz Юрген Шремп пытался создать транснационального монстра совместно с Ford, но сделка не состоялась — руководство Ford не желало терять контроля над своей компанией. Потерпев неудачу с Ford, Шремп решил обратиться с тем же предложением к Chrysler. Керкорян, как главный инвестор, поддержал слияние, хотя оно уменьшало принадлежащий ему пакет акций. Альянс существенно увеличивал долю выплачиваемых дивидендов, благодаря чему идею подхватили и остальные инвесторы.

В 1998 году для Chrysler наступила новая эпоха. Два ведущих мировых автогиганта — Daimler-Benz и Chrysler — объединились в концерн DaimlerChrysler. Он стал крупнейшим автопроизводителем в мире. Но спустя два года после слияния стало ясно, что некогда могущественная империя Chrysler крупно проиграла от этой сделки. Фактически «слияние» должно было замаскировать приобретение немцами третьей по величине автомобильной корпорации США. Акции DaimlerChrysler, в 1998 году оцениваемые в 108 долларов за штуку, упали в цене до 46 долларов. Объем продаж Chrysler сократился на 14%. 6 заводов, когда-то принадлежавших Chrysler, были закрыты. Производство моделей Plymouth и Eagle было свернуто. Массовый уход американских менеджеров только подтвердил мысли о недружественном поглощении, а рабочие высказывали недовольство по поводу германизации заводских порядков. Но несмотря на негативные тенденции, некоторые модели концерна все же приносили относительный успех.

И тем не менее, после того, как Chrysler принес убытков на 1.5 миллиарда долларов в 2006 году, Daimler продал его фонду Cerberus. Цена составила 7.4 миллиарда долларов. Через 3 года было объявлено, что существенную долю акций Chrysler (35%) приобретет итальянский Fiat. Согласно условиям новой сделки, Fiat получил доступ к североамериканской дилерской сети Chrysler, предоставив взамен платформу для производства небольших, топливоэкономичных автомобилей и аналогичный доступ к своей торговой сети. Примерно в это же время из-за отказа кредиторов переоформлять долги, Chrysler объявил о техническом банкротстве. В конце концов, после ряда реорганизаций и переформирований Fiat получил в собственность все активы концерна и полный контроль над ним. Последний транш акций Chrysler был приобретен Fiat у здравоохранительного траста VEBA в начале 2014 года.

В этом же году совет директоров Fiat принял решение о создании единой структуры под названием Fiat Chrysler Automobiles (FCA). Ее целью, согласно заявлению совета, будет конкуренция с крупнейшими мировыми автоконцернами, как в производстве, так и в финансовом отношении. Местом регистрации FCA станут Нидерланды. Процесс организации нового альянса и подготовка соответствующих документов должны завершиться до конца 2014 года, и ожидается, что новая компания станет седьмым по величине автоконцерном в мире.

На данный момент Chrysler состоит из полунезависимых подразделений, которые ведут самостоятельную маркетинговую политику. В их число входят:
Chrysler — легковые авто, минивэны
Dodge — легковые авто, внедорожники, кроссоверы, минивэны
Ram Trucks — пикапы
Jeep — кроссоверы, внедорожники
Mopar — высококлассные версии моделей остальных подразделений
SRT — высокотехнологичные версии автомобилей


В качестве подведения итогов можно сказать, что в 1924 году Уолтер Крайслер основал корпорацию, влияние которой на американский и мировой автопром нельзя переоценить. Несмотря на то, что сам он ничего не изобрел (хотя отлично разбирался в технике), ему удалось вывести свою продукцию на уровень, опережающий большинство конкурентов. Причем история знает случаи, когда его компания предлагала разработки, которые оказывались убыточными для нее самой, но впоследствии приносили успех другим. Многие технологии, впервые опробованные на площадках Chrysler, впоследствии становились общераспространенными в автостроительстве. С точки зрения дизайнерских решений продукция Chrysler также во многом опережала свое время. Chrysler долгие годы обеспечивал автомобилями практически все классы общества, выпуская модели различных ценовых категорий под разными марками, среди которых были Chrysler, Dodge, Plymouth, Imperial, Jeep. Кризис 70-80-х годов и долг государству заставили корпорацию сменить приоритеты в пользу экономичных и семейных авто, но Chrysler сумел остаться на плаву. Однако в конце 90-х инвесторы поддержали сделку, в которой Chrysler все же потерял свои позиции. Немецкий производитель Daimler-Benz организовал «слияние», которое в итоге обернулось поглощением Chrysler. Дела стали идти хуже, недовольство менеджеров и рабочих росло, производство некоторых марок было остановлено, и подразделение начало приносить убытки. В конце концов, Chrysler был продан, оказался в собственности итальянского Fiat и в данный момент готовится очередной альянс, который будет называться Fiat Chrysler Automobiles. Новый концерн будет контролировать производство автомобилей таких марок, как Chrysler, Dodge, Jeep, Ram Trucks, Ferrari, Fiat, Fiat Professional, Lancia и Maserati. Некоторые эксперты считают, что итальянская компания будет стараться в первую очередь улучшить свое финансовое положение за счет продаж продукции американского производителя. Но вполне возможно, что этот шаг обернется для Chrysler успехом, поскольку доступ к ресурсам Fiat в сочетании с разработкой более дешевых универсальных платформ позволит снизить затраты на создание новых моделей. Теоретически, совместными усилиями союз сможет бросить вызов таким колоссам, как General Motors и Volkswagen. Вернет ли себе Chrysler былое величие, или так и останется в подчиненном положении, покажет время.

Но в настоящее время сам Крайслер практически не имеет модельного ряда:


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Chrysler 200. Есть еще версия и с открытым верхом.

 

 

 

 

 

 

 

 

Chrysler 300. Есть еще и версия SRT. А также С, S и различные ограниченные тиражи.

 

 

 

 

 

 

 

 

Chrysler Town&Country. Есть также удлиненная версия и различные ограниченные и юбилейные выпуски.

Собственно с Крайслером все. БОльшую часть продает все таки коммерческий Ram, сам Dodge благодаря итальянцам начинает вставать на ноги, представляя яркие премьеры: Dodge Charger и Challenger.